Помощь юриста

Исчадие сада. Почему у дачников есть проблемы, но нет ни прав, ни гарантий

Переходим от истории к реалиям. Дачников в стране миллионы. Но с точки зрения властей, они не горожане и не селяне, а какая-то невнятная и бесправная категория. С транспортом у них перебои, газовые льготы ограничены, а шанс остаться посреди зимы без света и тепла, наоборот, очень велик.

Моей воронежской знакомой Евгении Петровне Глазковой 87 лет. 35 из них она ездит на любимую дачу. На 6 сотках растут картошка, свёкла, помидоры, яблони и груши. Тут же незаметно выросли внуки и уже подрастают правнуки.

Последние лет 10, возвращаясь поздней осенью в город, она обещает себе и родным, что весной никуда не поедет – силы уже не те. Но каждый февраль, тщательно сверяясь с лунным календарём, принимается за рассаду. «Устаю сильно, но бросать дачу жалко», – говорит, справедливо считая, что никто, кроме неё, не сможет поддерживать на огороде идеальный порядок.

На дачу и с дачи её доставляет на своей машине внучка – забраться по крутым порожкам в переполненный пазик в 87 лет нереально. С внучкой Евгении Петровне повезло – такие есть не у всех.

Ни денег, ни дорог

Ещё недавно везло липецким дачникам – автобусы в садоводческие товарищества ходили каждый день и в сезон были бесплатными для тех, кому за 70. Однако с этого года всё изменилось: по вторникам и четвергам машины на маршрут не выходят, а ведь в некоторых СНТ именно в эти дни дают воду. С 1 сентября всё ­станет ещё хуже: добраться на дачу можно будет только в пятницу и выходные.

Причина банальна – нет денег. Если в прошлом году городской бюджет компенсировал перевозчикам 48 млн руб., то в этом – только 36,5 млн. Сказалась налоговая реформа, которая серьёзно сократила доходы муниципалитета.

В Воронеже все льготы на проезд кончились ещё в нулевые, никто о них даже не вспоминает. Но и здесь в апреле отменили сразу три дачных маршрута, ещё один – сократили. Причина другая, но тоже типичная: дороги настолько разбиты, что о безопасной ­езде с полным салоном не может быть и речи.

У тольяттинских дачников – членов товарищества «Приморское» – обнаружалась другая забота: городская администрация заменила частного перевозчика муниципальным, но так, что из расписания исчез семичасовой утренний рейс, которым многие постоянные жильцы СНТ каждый день добирались на работу. Поднялась волна возмущения, властям пришлось прислушаться и вернуть утренний автобус.

Цивилизация как бонус

В разных регионах страны подобные скандалы вспыхивают перед каждым сезоном. Кажется, что в сознании чиновников СНТ это что-то вторичное. И если автобусное сообщение с селом или частью города считается жизненно необходимым, то дачный маршрут воспринимается как привилегия. Мол, сохранили вам хоть какой-то транспорт – и на том скажите спасибо.

То же самое касается и другой инфраструктуры. Так, в начале марта из-за непогоды в целом ряде СНТ исчезла электроэнергия. Постоянные жильцы забили тревогу: ведь большинство из них остались не только без света, но и без тепла. В обычном населённом пункте такая авария – ЧП, ­устраняется довольно быстро. Но к дачникам цивилизация вернулась весьма неторопливо.

«Обидела» их и программа газификации. Если сельские и городские жители могут рассчитывать, что газ безвозмездно подведут к границам их участков, то для садоводов бесплатное «национальное достояние» заканчивается на границе СНТ: формально-юридически это общая частная собственность. Вот и приходится греться электричеством в постоянном страхе перед новой аварией.

«Ничего, сами как-нибудь справятся»

Руководитель общественной приёмной Союза садоводов России Людмила Бурякова:

– На работе мы можем быть заслуженными врачами, учителями, инженерами и т. д. А на даче мы все просто садоводы без особых прав и гарантий. Конечно, времена меняются, и власть стала больше внимания уделять СНТ. Например, подъездные дороги к товариществам сейчас почти все поставлены на баланс муниципалитетов. Но денег на ремонт зачастую нет.

Согласно 217-му федеральному закону, садоводы могут обратиться в региональную и муниципальную власть с просьбой помочь отремонтировать дорогу или водопровод внутри СНТ. Но чиновники вовсе не обязаны идти им навстречу. А электричество? Даже в Подмосковье к некоторым товариществам его проводят только сейчас.

Конечно, все проблемы нужно решать совместными усилиями, а не за счёт одних садоводов. А у нас как? Не хватает транспортных маршрутов – ничего, как-нибудь справятся! Нет газа и водопровода – что-нибудь придумают, выживут…

Для решения системных проблем садоводов создана Правительственная комиссия по развитию садоводства и огородничества – наш союз добивался этого несколько лет. Теперь нужна федеральная программа поддержки садоводства. Пока же всё отдано на откуп регионам. Какие-то из них помогают, понимая, что за десятилетия водопроводы и электросети обветшали, а цены-то растут, собрать несколько миллионов на ремонт сами садоводы не смогут. Другие предпочитают не беспокоиться.

А ведь садоводство и огородничество – мощный фактор развития территорий. Люди пользуются инфраструктурой ближайших городов и сёл, покупают продукты, саженцы, благоустраивают участки. То есть приносят прибыль торговым организациям, которые платят налоги в бюджет.

Помимо того что многим семьям 6 соток помогают свести концы с концами, пандемия показала, что дача – это ещё и вопрос безопасности. Это здоровый образ жизни для молодого поколения, воспитание любви к земле и уважения к труду. Это и эстетическое воспитание. Несмотря ни на какие кризисы, картошка не вытесняет клумбы – цветы радуют глаз до поздней осени, и ребёнок учится видеть в мире красоту… Государству недооценивать значение СНТ никак нельзя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»